Бхакти йога

«Бхакти» с санскрита переводится как «любовь и преданность», «йога» —  «единение с Богом». Таким образом, бхакти-йога — это единение с Богом в любви и преданности.

Бхакти-йога — это высшая система всех видов йоги. Остальные системы предназначены для того, чтобы привести практикующего к бхакти-йоге. Знание, которое достигается при помощи гьяна-йоги, управление жизненным воздухом и медитация, которому человек обучается в системе аштанга-йоги, являются лишь предварительными условиями для развития взаимоотношений любви с Верховным Господом.

В практике бхакти-йоги насчитывается 64 вида деятельности, которая помогает человеку одновременно усиливать хорошие качества и избавляться от нежелательных. Из этих шестидесяти четырех видов наиважнейшими считаются пять:

 

1. Повторять святое имя Господа

В своей "Шикшаштаке" Шри Чайтанья Махапрабху говорит (стих 2): "О мой Господь, лишь Твое Святое имя способно даровать все благословения живым существам, и потому у Тебя сотни и миллионы трансцендентных имен, таких как Кришна и Говинда. В эти духовные имена Ты вкладываешь все Свои трансцендентные энергии. Для повторения Твоих имен не существует строгих и трудновыполнимых правил. О мой Господь, по Своей доброте Ты дал нам возможность легко приблизиться к Тебе с помощью Твоих Святых имен, но Я столь неудачлив, что они не привлекают меня".

И далее Шри Чайтанья Махапрабху открывает нам секрет настоящего повторения Святого имени (стих 3):

"Следует повторять Святое имя в смиренном состоянии ума, считая себя ниже травы на дороге. Нужно стать более терпеливым, чем дерево, освободиться от гордыни и быть готовым всегда оказывать почтение другим. В таком состоянии ума можно постоянно повторять святое имя Бога".

 

2. Поклоняться Божеству

Имеется в виду не просто кланяться, но также служить в храме, убирать храм, готовить для Божеств, украшать алтарь, охранять храм и, разумеется, служить Божествам непосредственно.

 

3. Слушать Шримад Бхагаватам

Слушать это Священное Писание следует в изложении духовно возвышенного вайшнава. Нельзя слушать Священные Писания из уст кого попало. Говорят, что молоко, которого коснулась змея, становится ядовитым. Подобным же образом, слова людей, привязанных к низменным порокам, не приносят никакой духовной пользы, даже если они цитируют Священные Писания.

 

4. Общаться с другими вайшнавами

Существует шесть принципов любовных отношений между вайшнавами. Вайшнавы угощают других прасадом (освященной пищей) и с радостью принимают ее из рук других вайшнавов; вайшнавы дарят подарки и никогда не отвергают даров других вайшнавов; и последние два принципа — вайшнавы поверяют другим вайшнавам свои сокровенные мысли и сомнения и, в свою очередь, внимательно выслушивают других вайшнавов.

 

5. Жить в Матхуре или другом святом месте, связанным с лилами (деяниями, играми) Господа (или поклоняться Туласи Деви)

Святое место называется дхамой, обителью Господа. В соответствии с философией вайшнавов, дхама не отлична от вечной духовной планеты Господа в духовном небе за пределами материального мира. У Господа есть две особые энергии, различные по характеру — бху и нила. Из энергии бху соткана Земля, со всеми ее месторождениями полезных ископаемых, морями, реками и горами. Святая дхама, хоть на первый взгляд и выглядит как обычная земля с травой, деревьями и камнями, соткана из нила, духовной энергии. При этом на святую дхаму нельзя смотреть, как на обычный город или поселок. В ней все пронизано вечной духовной энергией, и Господь вечно пребывает там, наполняя дхаму особым нектаром, который может почувствовать даже непосвященный, случайно приехавший туда. Святые дхамы до сих пор доступны всем, и любой человек, обретя милость Господа и вайшнавов, может вступить в этот удивительный мир.

Поклонение Туласи Деви

Хорошо иметь возможность дома заботиться и поклоняться священному растению Туласи. Лучше поклоняться  живому  деревцу,  но  если  это невозможно, можно поклоняться изображению (фотографии) растения Туласи. Туласи Деви — любимое растение Кришны. Говорится, что Кришна не принимает никакие подношения, если в них нет Туласи. Листья Туласи можно класть в каждое подношение, а также на лотосные стопы Господа. Однако, листья Туласи нельзя предлагать лотосным стопам гуру и даже Шримати Радхарани, или класть в подношение гуру. Однако их можно класть в руки Шримати Радхарани.

 

Вся жизнь и все правила, которым следует вайшнав, сводятся лишь к двум самым главным принципам духовного существования:

Всегда помнить о Боге и никогда не забывать о Нем.

 

Благодаря правильному применению этих правил человек обретает благие качества и избавляется от дурных. Одновременно с этим человек избавляется также от пяти видов страданий. В санскритских Священных Писаниях они называются клешами (причина страданий). Они обуславливают наш правильный или неправильный выбор, стремление к праведности или безбожию, что влечет за собой соответственно благочестивые либо греховные поступки, в результате которых мы наслаждаемся или страдаем. Клеши делятся на пять категорий:

- невежество (авидья) проявляется в том, что мы ошибочно принимаем преходящее за вечное, страдания - за блаженство, скверну - за чистоту, а наше притворство - за нашу истинную природу;

- ложное самовосприятие (асмита) – мировоззрение, вызванное отождествлением себя с материальным телом, мышление категориями "я" и "мое", восприятие реальности на уровне грубых чувств;

- привязанность (рага) – стремление к материальному счастью и материальным приобретениям;

- ненависть (двеша) – попытки всеми правдами и неправдами избежать неприятных ситуаций и страданий, а также всего того, что является их причиной;

- нездоровое влечение, тяга (абхинивеша) – неосознанное стремление к наслаждению, пагубные привычки или пристрастия (самскары), сохранившиеся из прошлых жизней. Сюда же входит глубокая привязанность к материальному телу и страх смерти.

 задать вопрос

Введите ваш вопрос