Украинские ученые погрузились в изучение вайшнавизма

На десять дней, с 18 по 28 августа, ученые собрались в рамках Международной религиоведческой школы «Вайшнавская традиция сквозь столетия» для совместного изучения вайшнавизма, где они обменялись опытом и презентовали собственные исследования. В этом году к украинским ученым присоединился исследователь из Стокгольма Фердинандо Сарделла, который приехал, заинтересовавшись Школой. Позже ученый сказал, что это единственный подобный научный круг, который акцентирует свое внимание на объединении теории и практики при изучении религиозной традиции.

В этом году деятельность Школы началась 18 августа в Киеве с круглого стола в ведущем учебном заведении Украины – Киевском национальном университете имени Тараса Шевченка. Евгений Анатольевич Харьковщенко, заведующий кафедры религиоведения, сказал, что старт деятельности Школы в стенах этого знаменитого ВУЗа – прекрасное начало, и было бы замечательно, если бы это стало традицией. Круглый стол был посвящен тысячелетию со дня рождения великого вайшнавского теолога, признанного святым – Рамануджачарьи. Сегодня мир находится на пороге нового осмысления индийской философии, и наши ученые в нем занимают далеко не последние места. Международная религиоведческая школа «Вайшнавская традиция сквозь столетия» – яркий этому пример. На круглом столе выступили ведущие украинские исследователи: Виталий Матвеев, Бриджабаси прабху, Сергей Секундант, Сергей Капранов, Евгений Смыцкий, российский философ Николай Карпицкий, а также исследователь из Стокгольма Фердинандо Сарделла. Рассмотрев учение Рамануждачарьи, докладчики и слушатели в который раз убедились в том, что труды этого святого вывели философию вайшнавизма на абсолютно новый уровень. Рамануждже удалось сделать то, что до него не удавалось никому – предоставить аргументацию, которая полностью развенчивает имперсональную трактовку философии веданты Шанкарой. Последователи Шанкары до сих пор, уже почти тысячу лет спустя, не могут привести полноценные контраргументы доводам Рамануджи.

Участники круглого стола, посвященного тысячелетию со дня рождения Рамануджачарьи

На следующий день участники Школы продолжили обсуждение в Институте философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины. Здесь темы докладов коснулись не только Рамануджи, а вайшнавской философии в целом, истории и деятельности Международного общества сознания Кришны. В начале заседания с приветственным словом к участникам Школы обратился Анатолий Колодный, после чего Фердинандо Сарделла прочитал лекцию на тему «Бхактисидханта Сарасвати и ранняя история Гаудия Матха и Миссии».

Приезд в Украину Фердинандо Сарделлы – преподавателя кафедры этнологии, истории религии и гендерных отношений Стокгольмского университета, постоянного члена Оксфордского центра индуистских исследований в Великобритании, внешнего эксперта Центра изучения религии и общества при кафедре социологии Университета Джадавпур (Индия) – новый этап в истории украинской индологии. Учений заметил, что Международная религиоведческая школа «Вайшнавская традиция сквозь столетия» является уникальным и единственным проектом такого рода в мире, поскольку внимание здесь акцентируется именно на изучении традиции через активный диалог теории и практики. В то же самое время иностранные исследователи, по словам профессора, изучают индуизм в секулярном пространстве, отделенном от тех, кто живет в данной традиции. Услышать подобные слова от Фердинандо Сарделлы было очень приятно, поскольку они свидетельствуют о том, что украинские методы исследований являются достаточно перспективными и интересными в мировом контексте.

Среди остальных уважаемых и высококвалифицированных ученых, участников Школы, следует обратить внимание на уникальную личность Бриджабаси прабху. Это украинский ученый, титан в изучении вайшнавизма. Кроме европейских языков он владеет санскритом, хинди, бенгали, что дает ему возможность читать, а благодаря его блистательному уму, анализировать как древнеиндийские тексты, так и труды современных индийских философов. Бриджабаси прабху с легкостью цитирует на память стихи из священных писаний на санскрите и в духе лучших традиций Востока, как настоящий брахман пандит, делится собственными исследованиями. Юрий Завгородний, доктор философских наук, старший научный сотрудник Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины, во время кулуарных обсуждений отметил, что светские ученые многое теряют, не общаясь с Бриджабаси прабху, поскольку он может открыть и показать им очень многое, имея не только колоссальную базу теоретических знаний, но и реализованный духовный опыт, качества интеллигента в соединении с острым интеллектом.

Фердинандо Сарделла (слева) и Бриджабаси Прабгу (справа)

Кроме лекций Фердинандо Сарделлы и Бриджабаси прабху, 19 августа участники Школы прослушали лекцию Виталия Матвеева на тему: «Вайшнавы в Украине: проблемы культурно-религиозного диалога». Этот исследователь стал первым в Советском Союзе, кто защитил докторскую диссертацию, исследую деятельность Международного общества сознания Кришны. Людмила Филиппович отметила, что проведение Международной религиоведческой школы «Вайшнавская традиция сквозь столетия» имеет три главных направления: это огромный шаг на пути межрелигиозного диалога, в развитии отечественной науки, а также прекрасная возможность глубже проникнуть в собственную теологию самим верующим, о чем свидетельствует история работы этого мероприятия.

Участники Школы очень благодарны за традиционно теплый прием в Институте философии имени Г. С. Сковороды и чуткое отношение к религиозному мировоззрению всех украинцев.

Участники VI Международной религиоведческой школы «Вайшнавская традиция сквозь столетия» в Институте философии имени Г. С. Сковороды

Два первых дня окончились экскурсиями по городу: участники Школы посетили музей истории Украины, Киево-Печерскую лавру, а следующий, третий день Школы, провели в Киевской духовной академии сознания Кришны. Здесь Фернандо Сарделла прочел еще одну лекцию, которая касалась проблем вайшнавизма в Индии. Профессор рассказал, что сейчас создается большая электронная библиотека вайшнавских текстов для того, чтобы исследователи всего мира имели возможность изучать их, находясь в своих странах.

Большим проектом Школы является перевод вайшнавских исследований мирового значения на украинский язык, во время реализации которого возникали проблемы с переводом санскритских терминов. Перевод необходимо осуществлять таким образом, чтобы максимально четко отразить санскритскую фонетику, не нарушая правил украинской грамматики. Поскольку тема перевода время от времени спонтанно возникает во время обсуждения различных проблем, в этом году в работе Школы было специально отведено время для выяснения вопроса, почему конкретные звуки санскрита записываются именно такими, а не иными украинскими буквами. На самом деле данная проблема является достаточно сложной, даже несмотря на то, что украинский язык весьма близок к санскриту. Участники обсуждения подчеркнули, что длительный период научным языком в Украине был русский, а если украинский и использовался, то санскритская транскрипция бралась из русского языка, и параллельно развивались два различных подхода к переводу: научный и традиционный. Поэтому очень важно выработать и согласовать единый стандарт перевода.

Первая часть международной религиоведческой школы «Вайшнавская традиция сквозь столетия» окончилась праздничной воскресной программой в Киевской духовной академии сознания Кришны. На следующий день участники Школы отправились в обучающий вайшнавский центр «Новый Маяпур», который находится в заповедной зоне, среди леса, возле одной из наиболее чистых рек Европы – Орели. Здесь работа Школы продолжилась с 22 по 27 августа.

Участники VI Международной религиоведческой школы «Вайшнавская традиция сквозь столетия» в Киевской духовной академии сознания Кришны.

В «Новом Маяпуре» исследователи были полностью погружены в изучение вайшнавской традиции. День начинался с посещения утренней службы вместе с верующими в пять утра, а заканчивался вечерней службой и прогулкой в лесу. Днем проходила традиционная лекция по Шримад-Бхагаватам и по две лекции читали участники Школы. Звучали также доклады участников, происходило обсуждение книг «Чайтанья-вайшнавская веданта Дживы Госвами: когда знание встречает преданность», а также Ишопанишад с комментарием Веданта Дэшики, изучался санскрит, и происходило знакомство с музыкальной культурой вайшнавизма.

Участники VI Международной религиоведческой школы «Вайшнавская традиция сквозь столетия» в вайшнавском образовательном центре «Новый Маяпур»

Окончилась работа Школы 28 августа в стенах Днепровского национального университета имени Олеся Гончара. Участники подвели итоги всей шестилетней деятельности Школы и обсудили направление, в котором будет продвигаться их дальнейшая научная деятельность в сфере изучения вайшнавизма. В конце было торжественное вручение сертификатов, а также экскурсия по городу Днепр.

Деятельность Школы не ограничивается десятидневной встречей – на протяжении года она действует в дистанционном формате, а также в режиме кратковременных встреч. А десять летних дней совместного изучения участниками теории и практики вайшнавизма ежегодно превращается в праздник в отдалении от шума городов и кропотливой работе с полным погружением в традицию.

Участники Школы возле главного корпуса Днепровского национального университета имени Олеся Гончара.

 задать вопрос

Введите ваш вопрос