Искусство умирать

Согласно статье в Лондонской газете Сандэй Телеграф «Утраченное искусство умирать», в наши дни люди стараются избегать мысли о смерти. Одним из доказательств этому является тот факт, что смерти больше не уделяют внимания дома. В то время как столетие назад только пять процентов британского населения умирало в больницах, сегодня — больше семидесяти процентов. И чем больше люди стараются держать смерть на расстоянии вытянутой руки,  тем больше эти ритуалы стали поверхностными. Казалось бы мало кто плачет, и семьдесят пять процентов умирающих в Англии уходят без каких-либо церковных церемоний.

Также в наши дни оставшиеся родственники мало получают сочувствия. Директор одной известной лондонской больницы говорит: «Как мы относимся к родственникам умершего? Просто переходим на другую сторону улицы». «Причина, почему люди переходят на другую сторону улицы», говорит он, «в том, что они не знают что сказать. В нашем обществе больше нет языка религиозного».

Холоднокровное отношение к смерти создает контраст между современным и давним ведическим  обществом. Согласно ведическим хронологиям, люди часто впадали в другую крайность, и испытывали сильное потрясение и горе, когда умирал любимый родственник. Сегодня люди отправляют своего родственника в больницу, чтобы он не умирал в их доме. Для сравнения, раньше мужья и жены иногда оставались с умершим, от которого их нужно было отрывать, чтобы провести похороны:

«Пора было сжигать тело, но царицы не отдавали его. Они продолжали рыдать над мертвым телом, обнимая его.» — Шримад Бхагаватам 7.2.35

Именно к таким родственникам умершего приходили такие великие святые, как Нарада, утешая их трансцендентным знанием. Эти святые говорили о неизбежности смерти, о бренности наших тел, и самое главное, о вечной природе души. В то время как истинной целью наставлений этих святых было дать духовное просветление, их гуманной целью являлось утешить родственников усопшего.

Но так как сейчас смерть не заставляет людей задумываться, то передача вечного знания становится еще сложнее. По крайней мере, многие притворяются, что к ним это не относится, делая вид, что ничего не происходит.

Конечно, восприимчивые люди по-прежнему имеют гуманно-философское отношение к смерти. Телеграф цитирует Джона Бэйкера, Солсберского Епископа, который омрачен тем фактом, что как общество мы пытаемся спрятать смерть. «Мы должны думать о смерти намного больше, так как это оттачивает приоритеты, больше, чем какие-либо другие побудительные причины.» Это побуждает Вас задаться вопросом: «Что действительно важного я должен делать в своей жизни, не только для себя, но и для других людей?» «Что мы делаем, отодвигая мысль о смерти, так это обкрадываем себя в могуществе сделать с нашей жизнью то, для чего она предназначена».

Ведическое знание глубоко рассматривает значение смерти – и за ее пределы. Когда Господь Кришна увидел, что Его друг Арджуна удручен предстоящей гибелью своих родственников, Он дал двух-часовой курс по смерти и жизни после смерти.

Господь Кришна сказал: «Мудрый не скорбит ни о живых, ни о мертвых.» Затем Он объяснил Арджуне, что «не было времени, когда бы он ни существовал, ни все эти цари; и в будущем никто из нас не прекратит существование.»

Согласно науке и переселении души, как это объясняется просветленными святыми в Ведических писаниях, мы можем понять, что истинное «я», личность, отлично от бренного тела. Тело смертно, но душа переходит в другое тело согласно своим поступкам (или карме) в этой жизни. Поскольку душа вечна, мы не должны слишком скорбеть о смерти наших друзей или о нашей собственной смерти.

Современная попытка изгнать смерть по принципу «с глаз долой, из сердца – вон» не только не человечно, но и невозможно. Нами все равно овладевает страх и скорбь, несмотря на нашу попытку дистанцироваться от них. Поэтому, точно также как в прежние времена родственники, охваченные сильным горем, нуждались в утешении, так же исейчас мы нуждаемся в нем.

Бессмертие своего «я», согласно таким писаниям как Бхагават-Гита и Шримад Бхагаватам, не является религиозным сентиментом, но научно анализируется с помощью логики и фактов. Первый урок, который необходимо усвоить – это понять, что мое «я» в нашем теле отлично от физического тела, и не является эзотерической идеей: это элементарный опыт. Если бы мы оказались возле каких-то родственников усопшего на похоронах, мы могли бы услышать, как они восклицают: «Ах, он ушел!». И все же,тело умершего человека лежит прямо перед ними в гробу, совершенно целое.

Итак, почему мы скорбим? Родственники умершего скажут: «Это всего лишь тело – сам человек ушел!» Этим признанием, с которым все согласятся, мы, на самом деле, признаем, что сам человек отличен от тела. Мы также признаем, что мы, на самом деле, не знали человека в течение его жизни, но всегда ошибочно принимали его за его физическое тело.

В течение жизни тело меняется, но само «я» остается неизменным. Таким образом, Господь Кришна аргументирует аналогией, что тот же самый процесс продолжается после смерти: 

Ведическая литература обучает науке о вечности на многих этапах: индивидуальная душа и ее отношения с Верховной Личностью Бога; как жить в этой жизни, чтобы обеспечить себе лучшую следующую жизнь, как вести себя в момент смерти, истинное совершенство жизни после смерти – все это обоснованно обсуждается с позиции истинного, трансцендентного знания.

Возможно, сейчас мы утратили искусство умирать, и что люди притворяются, что им нет до этого дела. Но в любом случае, отворачиваемся ли мы от смерти или чрезмерно льем слезы, наша смерть неизбежна.

Столкнувшись с такой убедительной реальностью, цивилизованный человек должен быть осведомлен об этом как можно лучше. В первых главах Бхагават-Гиты вы можете найти все, что вам когда-либо нужно было знать.

Перевод из журнала «Назад к Богу» № 24-10, 1989
Автор — Сатсварупа Дас Госвами

 задать вопрос

Введите ваш вопрос