Основатель ачарья

Ачарья-основатель «Международного общества сознания Кришны» Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада родился 1 сентября 1896 года в Калькутте и был наречен именем Абхай Чаран Де. Согласно бенгальской традиции родители пригласили в дом астролога, чтобы тот составил гороскоп ребенка, и очень обрадовались, услышав благоприятные предсказания. В числе прочего астролог предсказал, что, когда Абхаю исполнится семьдесят лет, он пересечет океан, станет великим религиозным проповедником и откроет сто восемь храмов.

Его отца, торговца тканями, звали Гоур Мохан Де, а мать – Раджани. Отец принадлежал к аристократической купеческой касте суварна-ваник, к семейству, которое вело свою родословную от древнего мудреца Гаутамы. Каждый вечер, вернувшись из лавки, он садился перед домашним алтарем и с благоговением проводил службу Господу Кришне. Мягкий и добрый по природе, он никогда не наказывал Абхая. Когда порой ему приходилось приструнить сына, он, прежде чем сделать это, приносил ему свои извинения: «Ты – мой сын, и потому я должен тебя наказать. Это мой долг. Даже отцу Чайтаньи Махапрабху приходилось наказывать своего сына, так что не взыщи».

Гоур Мохан был истинным  вайшнавом и воспитывал сына в сознании Кришны. Напротив дома Де находился храм Радхи-Говинды, где на протяжении полутора веков родственники Абхая поклонялись Божествам Радхи-Говинды. Каждое утро Абхай Чаран приходил в этот храм вместе со своей матерью, отцом или слугой.

Гоур Мохан хотел, чтобы его сын вырос преданным: он мечтал, чтобы Абхай стал слугой Радхи и Кришны, проповедовал «Бхагаватам» и научился играть на мриданге. Он часто принимал у себя садху (святых) и каждый раз просил их: «Благословите, пожалуйста, моего сына, чтобы Шримати Радхарани послала ему Свои благословения».

Когда Абхаю было около шести лет, он попросил у отца изваяние Господа, которому бы он мог поклоняться самостоятельно. Гоур Мохан купил пару маленьких Божеств Радхи-Кришны и подарил их сыну. С тех пор, что бы ни ел маленький Абхай, он сначала предлагал это Радхе и Кришне. Подражая отцу и священнослужителю из храма Радхи-Говинды, он предлагал своим Божествам масляную лампадку и укладывал Их на ночь спать. А однажды, вместе с друзьями он устроил настоящую мини Ратха-Ятру (праздник колесниц), к которой присоединились все жители квартала.

Когда Абхай учился в колледже, он женился. В это время он увлекся национально-освободительным движением Ганди. Он закончил колледж, сдав выпускные экзамены, но в знак протеста отказался от диплома, и отец помог ему устроиться на должность начальника отдела в фармацевтической фирме друга их семьи.

В 1922 году произошла встреча Абхая со своим духовным учителем Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Шрила Бхактисиддханта сразу же обратился к Абхаю и его другу, который был инициатором прийти на эту встречу: «Вы образованные молодые люди. Почему бы вам не взяться за проповедь послания Господа Чайтаньи Махапрабху по всему миру?»

На возражение Абхая о том, что сначала Индия должна обрести независимость, он ответил: «Сознание Кришны не зависит от того, кто стоит у власти. Оно так необходимо человечеству, что мы не имеем права ждать, пока Индия обретет независимость».

С того дня Абхай Чаран принял Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати в своем сердце духовным учителем. Он начал общаться с преданными Гаудия Матха и изучать труды великих ачарьев.

В 1932 году в Аллахабаде он получил первое и второе посвящение, а в 1935 году во Вриндаване Шрила Бхактисиддханта дал ему наставление всей его жизни: «Если у тебя когда-нибудь будут деньги – печатай книги». Те же наставления были получены и в последнем письме Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, которое он написал незадолго до своего ухода в конце 1936 года:

«Я совершенно уверен, что, владея английским, ты сможешь донести наши идеи до людей, которые не знают языков (бенгальского и хинди)… Это принесет большое благо и тебе, и твоим слушателям. Я очень надеюсь, что ты сможешь успешно проповедовать на английском языке».

В 1939 году за ученость и эрудицию духовные братья дали ему титул «Бхактиведанта».

В 1944 году, следуя наставлениям своего Гуру Махараджа, Шрила Прабхупада начал выпускать журнал на английском языке «Назад к Богу», через который он проповедовал идеи сознания Кришны. В конце 40-х годов он начал работать над написанием комментария к «Бхагавад-Гите», и одновременно постоянно проповедовал учение Господа Чайтаньи в своих письмах.

Шрила Прабхупада писал многим политическим лидерам, включая самого Ганди, влиятельным знакомым, людям, чьи статьи он читал или на чью деятельность обратил внимание. Называя себя их смиренным слугой, он излагал свои взгляды на то, как, обратившись к сознанию Кришны, на котором была основана индийская культура, можно разрешить все противоречия, но, как правило, его письма не получали ответа.

В 1950 году Шрила Прабхупада начал все меньше уделять времени бизнесу и семейным делам, и все больше – проповеди. Не встречая поддержки в Гаудия Матхе, который в ту пору переживал сложный период, в 1954 году он основал «Лигу преданных», которую видел своего рода духовной Организацией Объединенных Наций. Тогда же Шрила Прабхупада принял первого ученика. Вскоре он окончательно порвал с семьей, не поддерживавшей его в проповеднической деятельности, и поселился во Вриндаване. Несмотря на финансовые и другие трудности, Шрила Прабхупада продолжал использовать все возможности для того, чтобы писать и издавать «Назад к Богу».

В 1959 году, понимая, что это будет соответствовать желанию его Гуру, Шрила Прабхупада принял санньясу(отреченный уклад жизни) от своего духовного брата Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа. Продолжая жить во Вриндаване, в храме Радха-Дамодары, он начал писать комментарий к «Шримад-Бхагаватам», и с большими трудностями ему удалось издать три тома комментариев к Первой Песни.

В 1965 году Шрила Прабхупада начал строить планы поездки с проповеднической миссией в Америку и, получив с большими трудностями все необходимые документы и бесплатный билет, 13 августа того же года на грузовом судне «Джаладута» он отправился в путь, чтобы попытаться выполнить указание своего духовного учителя. С собой он взял только маленький чемоданчик, зонтик, запас крупы, сорок рупий и, самое главное, двести комплектов трехтомника «Бхагаватам». По дороге он пережил два инфаркта, но по милости Шримати Радхарани смог благополучно достичь берегов Америки.

Первые несколько месяцев Шрила Прабхупада прожил в семье сына своего знакомого, г-на Агарвала, в Батлере. Он выступал в городе перед самой разной аудиторией, а также регулярно беседовал с гостями Агарвалов.

Осенью 1965 года, желая попробовать организовать систематическую проповедь, Шрила Прабхупада переехал в Нью-Йорк. Там он начал давать более или менее регулярные лекции в одной из студий йоги. В то же время он написал философское эссе «Введение в Гитопанишад», которое мы сейчас можем прочитать как введение к «Бхагавад-Гите как она есть». Он пробовал связаться со своими духовными братьями из Гаудия Матха, чтобы совместно организовать проповедь на Западе, но не получил поддержки.

Среди слушателей Шрилы Прабхупады была молодежь, относящаяся к только начинавшему тогда  формироваться движению «хиппи». Именно им и было суждено стать первыми последователями Шрилы Прабхупады. Видя интерес молодежи к духовному посланию, в начале 1966 года он перебрался в район Бауэри – своего рода «столицу» контркультурного движения Нью-Йорка. Спустя несколько месяцев, его будущие ученики помогли ему организовать первый храм в помещении бывшего магазинчика «Бесценные дары» на Второй Авеню. Здесь Шрила Прабхупада начал давать регулярные лекции по «Бхагавад-Гите», петь киртаны, устраивать воскресные «пиры любви». Он всячески заботился о своих новых друзьях и последователях ничего не требуя взамен .

В июле 1966 года Шрила Прабхупада зарегистрировал ISKCON (International Society for Krishna Consciousness) – Международное общество сознания Кришны. В начале сентября на праздник Джанмаштами он дал духовное посвящение своим первым ученикам, которые дали обеты повторять шестнадцать кругов маха-мантры и следовать четырем регулирующим принципам. А через несколько дней провел первый свадебный обряд для молодой пары своих учеников. Вместе со своими последователями Шрила Прабхупада начал проводить регулярные харинамы (совместное воспевание Святых Имен в общественных местах) в близлежащем парке.

Вскоре он приобрел печатный станок и возобновил издание журнала «Назад к Богу». Теперь этот журнал издавали его ученики. С этого началась типография «ISKCON-press», которая с течением времени выросла в международное издательство «Bhaktivedanta Book Trust» (BBT), занимающееся переводом и изданием книг Шрилы Прабхупады на разные языки мира.

Зимой 1967 года ученики Шрилы Прабхупады организовали центр ИСККОН в Сан-Франциско, где Шрила Прабхупада установил Божества Джаганнатхи. Так появился первый настоящий храм ИСККОН, который назвали «Нью-Джаганнатха Пури». В этом же году в Сан-Франциско состоялась первая Ратха-Ятра. 

В мае 1967 года Шрила Прабхупада вернулся в Нью-Йорк. Здесь с ним случился третий инфаркт, который он пережил лишь по милости Господа Нрисимхи и благодаря искренним молитвам своих учеников. Летом 1967 года Шрила Прабхупада с несколькими своими учениками поехал в Индию, чтобы поправить здоровье. Одному из них он дал посвящение в санньясу. Оставив их проповедовать в Индии, через несколько месяцев вернулся назад в Америку.

Миссия сознания Кришны начала расширяться. В конце 1967 года появился центр ИСККОН в Лос-Анджелесе, в 1968-м – в Монреале. Ученики Шрилы Прабхупады отправились в Европу и основали центры в Лондоне и Гамбурге. В Лондоне им удалось заинтересовать сознанием Кришны членов популярной группы «Битлз», в особенности Джорджа Харрисона, который впоследствии пожертвовал преданным свое поместье. Там они организовали замечательный храм – «Бхактиведанта Мэнор». В Америке, в штате Нью-Вирджиния, была основана большая ферма «Нью-Вриндаван». К концу 1969 года по всему миру было открыто уже более двадцати храмов ИСККОН.

В 1970 году Шрила Прабхупада, следуя желанию своего Гуру, сформировал коллегиальный орган для управления делами Движения – Руководящий Координационный Совет (GBC), а также попечительский совет издательства «Bhaktivedanta Book Trust». Летом того же года Шрила Прабхупада со своими западными учениками опять вернулся в Индию, где ему удалось организовать мощную проповедь. Там он начал программу «Пожизненного членства», имевшую целью привлечение друзей и спонсоров ИСККОН. Во Вриндаване, Маяпуре и Бомбее было начато строительство крупных храмов.

В 1971 году Шрила Прабхупада приехал в Советский Союз и, несмотря на запреты и трудности, ему удалось принять одного ученика, которому он дал духовное имя Ананта Шанти, тем самым посадив семя сознания Кришны в нашей стране.

В 1972 году была основана первая вайшнавская школа (гурукула) в Далласе. В то время начала широко развертываться программа распространения книг (до этого распространялись главным образом журналы). Как храмы, так и выездные группы санкиртаны начали распространять десятки и сотни тысяч книг Шрилы Прабхупады на разных языках. Эта деятельность была особенно дорога Шриле Прабхупаде, поскольку стала воплощением непосредственного указания его Гуру.

За оставшиеся годы Шрила Прабхупада более десяти раз объехал вокруг земного шара, проповедуя, создавая центры, оставляя последователей и руководя делами ИСККОН.

Все это время он продолжал переводить и писать книги – он делал это даже в последние дни своей жизни, будучи прикованным к постели.

Было опубликовано более 80 томов его книг более чем на тридцати языках и более 150 миллионов экземпляров его произведений было распространено во всем мире при его жизни.

Среди этих книг:

  • «Бхагавад-Гита как она есть» (1968),
  • «Учение Господа Чайтаньи» (1968),
  • «Источник Вечного Наслаждения» (1970),
  • «Нектар преданности» (1970),
  • «Шри Чайтанья-Чаритамрита» в 17 томах (1973-1975)
  • «Шримад Бхагаватам» в 30 томах (1962-1977).

К 1977 году у Шрилы Прабхупады было уже около 5000 инициированных учеников и, как и предсказывал астролог, по всему миру было открыто более сотни храмов.

Шрила Прабхупада оставил этот мир в 19:30 14 ноября 1977 году в храме Кришна-Баларам Мандире во Вриндаване, дав своим ученикам последний урок: урок искусства умирать в сознании Кришны.

 задать вопрос

Введите ваш вопрос